О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»
Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
2. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заместителю Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председателю Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации И.Л. Подносовой.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190) следующие изменения:
1) в пункте 2 статьи 6 слова «триста тысяч рублей» заменить словами «два миллиона рублей»;
2) в пункте 5 статьи 15 слова «в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
3) в статье 16:
а) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Возражения относительно требований кредиторов (о составе, о размере и об очередности удовлетворения таких требований) могут быть заявлены лицами, участвующими в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве должника, и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 71 и 100 настоящего Федерального закона.
Кредиторы, предъявившие свои требования к должнику в порядке, предусмотренном статьями 71 и 100 настоящего Федерального закона, приобретают статус лиц, участвующих в деле, в том числе право на заявление возражений относительно требований других кредиторов.
Возражения относительно требований кредиторов также могут быть заявлены лицом, не имеющим объективной возможности предъявить требования к должнику (в том числе в силу процессуальных или процедурных особенностей возникновения (подтверждения) требований), но обосновавшим вероятность их предъявления в будущем.»;
б) дополнить пунктом 12 следующего содержания:
«12. Если арбитражный управляющий и (или) кредиторы полагают, что права и законные интересы кредиторов нарушены судебным актом (включая акты суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а также акт о принудительном исполнении решения третейского суда), на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование кредитора, указанные лица вправе обратиться в установленном процессуальным законодательством порядке с заявлением об отмене судебного акта по правилам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и о повторном рассмотрении дела.
Предусмотренный процессуальным законодательством срок на подачу такого заявления исчисляется с момента, когда указанные лица узнали или должны были узнать о нарушении их прав и законных интересов данным судебным актом.
Копия заявления направляется кредитору, должнику, арбитражному управляющему и представителю собрания (комитета) кредиторов, которые извещаются судом о рассмотрении заявления.
Сведения о подаче заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам включаются арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение десяти рабочих дней с момента, когда он узнал о поданном заявлении.
Лица, названные в пункте 10 настоящей статьи, вправе принять участие в рассмотрении указанного заявления, в том числе представить новые доказательства и заявить новые доводы, которые не представлялись и не заявлялись при первоначальном рассмотрении дела. Повторная подача указанного заявления этими лицами по тем же основаниям не допускается.»;
4) в абзаце седьмом пункта 1 статьи 203:
а) после слов «о контролирующих» дополнить словами «и иных заинтересованных по отношению к должнику»;
б) после слов «органов местного самоуправления» дополнить словами «без предварительного обращения в арбитражный суд»;
5) в статье 206:
а) пункт 9 дополнить абзацами вторым – четвертым следующего содержания:
«Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, составляющая менее ста тысяч рублей, рассчитывается и выплачивается арбитражным управляющим самостоятельно.
Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего от ста тысяч рублей до одного миллиона рублей подлежит утверждению арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона.
Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, составляющая более одного миллиона рублей, подлежит утверждению арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона.»;
б) дополнить пунктом 18 следующего содержания:
«18. В исключительных случаях сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего может быть снижена судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при ее явной несоразмерности вкладу арбитражного управляющего в достижение результатов процедуры банкротства.»;
6) в абзаце первом пункта 6 статьи 207 после слов «соответствующего определения» дополнить словами «, принимаемого в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона»;
7) в пункте 2 статьи 33 слова «триста тысяч рублей» заменить словами «два миллиона рублей»;
8) статью 59 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Указанные в настоящей статье заявления рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона.»;
9) статью 60 изложить в следующей редакции:
«Статья 60. Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств, жалоб и иных обособленных споров в деле о банкротстве
1. Заявления и ходатайства, в том числе о разногласиях, возникших между арбитражным управляющим, кредиторами и (или) должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов, жалобы на действия (бездействие) арбитражных управляющих, на решения собрания или комитета кредиторов, а также иные обособленные споры по заявлениям лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
По результатам рассмотрения указанных обособленных споров арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обособленные споры рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве.
По результатам рассмотрения обособленного спора арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части.
В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение. Мотивированная жалоба на такое определение может быть направлена в течение пятнадцати дней со дня его изготовления.
При рассмотрении обособленных споров в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, арбитражный суд вправе по своей инициативе или по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, назначить судебное заседание с вызовом лиц, участвующих в деле о банкротстве.
3. В порядке и в сроки, которые установлены пунктом 1 настоящей статьи, рассматриваются разногласия между арбитражным управляющим и гражданами, в пользу которых вынесен судебный акт о взыскании ущерба, причиненного жизни или здоровью, а также между арбитражным управляющим и представителем работников должника в случаях, предусмотренных пунктом 11 статьи 16 настоящего Федерального закона.
4. Заявления и жалобы, поданные лицами, не имеющими права на обжалование, или с нарушением установленного настоящей статьей порядка, подлежат возвращению.»;
10) статью 61 изложить в следующей редакции:
«Статья 61. Порядок и сроки обжалования определений арбитражного суда, вынесенных при рассмотрении обособленных споров в деле о банкротстве
1. Определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения арбитражным судом разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб, а также при разрешении иных обособленных споров в деле о банкротстве, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня их вынесения в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
2. Жалоба на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции, может быть подана в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу такого постановления, если пунктом 3 настоящей статьи не установлено иное.
3. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции о назначении экспертизы, предусмотренной настоящим Федеральным законом, или об отказе в ее назначении; об обязании внести на депозитный счет суда денежные средства в размере, достаточном для погашения расходов по делу о банкротстве; о перечислении денежных средств с депозитного счета суда, является окончательным и не подлежит обжалованию в арбитражный суд кассационной инстанции.»;
11) в абзаце четвертом пункта 6 статьи 618 слова «в соответствии с частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» исключить;
12) в статье 71:
а) в предложении втором пункта 1 после слов «Указанные требования направляются» дополнить словами «в электронном виде»;
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. По истечении тридцати календарных дней со дня окончания срока для предъявления требований кредиторов арбитражный суд рассматривает поступившие требования для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.
В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение. Мотивированная жалоба на такое определение может быть направлена в течение пятнадцати дней со дня его изготовления.»;
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Возражения относительно требований кредиторов могут быть заявлены лицами, указанными в пункте 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Такие лица вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
Возражения относительно требований кредиторов должны поступить непосредственно в арбитражный суд до истечения срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
Требования кредиторов, по которым поступили мотивированные возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда в течение месяца после окончания срока на заявление возражений. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.
Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание для рассмотрения требований кредиторов.
Рассмотрение требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, в том числе при наличии поступивших возражений, не может являться единственным основанием для отмены определения арбитражного суда.»;
г) абзац первый пункта 4 признать утратившим силу;
д) абзац первый пункта 5 признать утратившим силу;
е) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Если лицу, имеющему право на заявление возражений, после включения требования кредитора в реестр требований кредиторов станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности требования кредитора либо об иной его очередности, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об исключении требования кредитора из реестра требований кредиторов либо об изменении его очередности. Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда этому лицу стало или должно было стать известно о наличии указанных обстоятельств. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.»;
13) в статье 93:
а) в абзаце втором пункта 2 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
б) в абзаце втором пункта 3 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
14) в статье 100:
а) в предложении втором пункта 1 после слов «Указанные требования направляются» дополнить словами «в электронном виде»;
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. По истечении тридцати календарных дней со дня предъявления требования кредитора арбитражный суд рассматривает поступившее требование для проверки его обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.
Требование кредитора рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части о включении или об отказе во включении требования в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения такого требования.
В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение. Мотивированная жалоба на такое определение может быть направлена в течение пятнадцати дней со дня его изготовления.»;
в) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
«31. Возражения относительно требования кредитора могут быть заявлены лицами, указанными в пункте 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Такие лица вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
Возражения относительно требования кредитора должны поступить непосредственно в арбитражный суд до истечения срока, указанного в пункте 3 настоящей статьи.
Требования кредитора, по которым поступили мотивированные возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда в течение месяца после окончания срока на заявление возражений. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанного требования в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения такого требования.
Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание для рассмотрения требования кредитора.
Рассмотрение требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, в том числе при наличии поступивших возражений, не может являться единственным основанием для отмены определения арбитражного суда.»;
г) абзац первый пункта 4 признать утратившим силу;
д) пункт 5 признать утратившим силу;
е) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Если лицу, имеющему право на заявление возражений, после включения требования кредитора в реестр требований кредиторов станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности требования кредитора либо об иной его очередности, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об исключении требования кредитора из реестра требований кредиторов либо об изменении его очередности. Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда этому лицу стало или должно было стать известно о наличии указанных обстоятельств. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.»;
15) пункт 2 статьи 108 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Вопрос о продлении срока внешнего управления рассматривается арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона.»;
16) в статье 124:
а) предложение второе пункта 2 изложить в следующей редакции: «При отсутствии ходатайства конкурсного управляющего о завершении процедуры конкурсного производства (пункт 1 статьи 149 настоящего Федерального закона) срок конкурсного производства считается продленным на шесть месяцев.»;
б) пункт 3 признать утратившим силу;
17) абзац второй пункта 2 статьи 126 дополнить предложением вторым следующего содержания: «Вопросы об истребовании документации и ценностей должника рассматриваются в порядке, предусмотренном
пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона.»;
18) в статье 142:
а) абзац третий пункта 1 дополнить предложением следующего содержания: «Требование кредитора считается заявленным в срок, если по ходатайству кредитора и при наличии уважительных причин этот срок восстановлен судом.»;
б) абзац первый пункта 4 после слов «заявленные после закрытия реестра требований кредиторов» дополнить словами «или в случае отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на заявление требования о включении в реестр требований кредиторов»;
19) пункт 1 статьи 144 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«Вопрос об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей рассматривается арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона.»;
20) абзац первый пункта 13 статьи 148 изложить в следующей редакции:
«13. Заявления, указанные в пунктах 10 и 11 настоящей статьи, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном
пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона. По результатам рассмотрения указанных заявлений арбитражный суд выносит определение.»;
21) в пункте 1 статьи 149:
а) абзац первый дополнить предложением первым следующего содержания:
«После завершения мероприятий, выполняемых в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий обращается в арбитражный суд с ходатайством о завершении конкурсного производства и представляет отчет о результатах проведения конкурсного производства.»;
б) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание по рассмотрению вопроса о завершении конкурсного производства.»;
в) абзацы второй – четвертый считать абзацами третьим – пятым соответственно;
22) в пункте 5 статьи 177 слова «пятьсот тысяч рублей» заменить словами «три миллиона рублей»;
23) в пункте 3 статьи 18973 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
24) в пункте 4 статьи 190 слова «один миллион рублей» заменить словами «три миллиона рублей»;
25) в пункте 3 статьи 197 слова «один миллион рублей» заменить словами «три миллиона рублей»;
26) в абзаце третьем пункта 33 статьи 2011 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
27) в абзаце первом пункта 8 статьи 2018 слова «в соответствии с частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» исключить;
28) в пункте 121 статьи 20115-1 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
29) в пункте 31 статьи 20115-2 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
30) в пункте 61 статьи 20115-2-1 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
31) в статье 20115-2-2:
а) в пункте 15 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
б) в пункте 20 слова «в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона» исключить;
32) статью 2131 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Супруг (бывший супруг) гражданина, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, приобретает статус лица, участвующего в деле о банкротстве.»;
33) в абзаце пятом пункта 7 статьи 2139:
а) после слов «об имуществе гражданина» дополнить словами «и его супруга»;
б) после слов «(депозитах) гражданина» дополнить словами «и его супруга»;
в) после слов «органов местного самоуправления» дополнить словами «без предварительного обращения в арбитражный суд»;
34) в абзаце первом пункта 2 статьи 21324 предложение третье изложить в следующей редакции: «При отсутствии ходатайства финансового управляющего о завершении реализации имущества гражданина (пункт 1 статьи 21328 настоящего Федерального закона) срок указанной процедуры считается продленным на шесть месяцев.»;
35) пункт 1 статьи 21326 изложить в следующей редакции:
«1. В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения проект положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.
В течение двух месяцев собрание кредиторов или комитет кредиторов должны утвердить указанное положение. Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи имущества должника, чем тот, который предложен финансовым управляющим.
Сведения об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества включаются финансовым управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
В течение двух месяцев с даты включения указанных сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разногласиях относительно утвержденного положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина. По результатам разрешения разногласий арбитражный суд выносит определение об утверждении положения о порядке, об условиях, о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества. Указанное определение может быть обжаловано.
В отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, выносится отдельное определение, исполнение которого осуществляется по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого это имущество находится.»;
36) пункт 1 статьи 21328 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание по рассмотрению вопроса о завершении реализации имущества гражданина.»;
37) статью 225 дополнить пунктом 11:
«11. Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение двух месяцев с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона.».
Статья 2
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012) следующие изменения:
1) в статье 223:
а) в части 2 после слов «настоящего Кодекса» добавить слова «или иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства)»;
б) абзац первый части 3 признать утратившим силу.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если настоящей статьей не установлено иное.
2. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) о порядке рассмотрения обособленных споров применяются к заявлениям, предъявленным после дня вступления настоящего Федерального закона в силу, независимо от даты введения процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
3. Положения статьи 21333 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются со дня вступления настоящего Федерального закона в силу, если к этому дню не начаты расчеты с кредиторами третьей очереди в делах о банкротстве, подлежащих объединению.
4. Положения статьи 61 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат применению к судебным актам, принятым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий проект федерального закона разработан в целях совершенствования процедуры рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве), направлен на повышение ее эффективности и качества отправления правосудия по делам данной категории.
Представленные изменения вносятся в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и могут быть разделены на следующие блоки.
1. Упрощение банкротных процедур по определенным категориям обособленных споров.
Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2022 году в рамках дел о банкротстве рассмотрено 1 954 876 обособленных споров; в первом полугодии 2023 года – 1 211 541 обособленный спор.
Подавляющая часть таких споров приходится на рассмотрение требований о включении в реестр (888 077 – в 2022 году и 548 689 – в первом полугодии 2023 года) и вопросов о продлении процедур, применяемых в деле о банкротстве (400 294 – в 2022 году и 256 040 – в первом полугодии 2023 года). Статистика свидетельствует, что ежегодно количество таких споров неуклонно растет, а тенденции на снижение нагрузки не наблюдается.
При этом согласно данным отдельных судов, процент обжалования по приведенным категориям споров крайне незначителен (не более 5 % по спорам о включении в реестр и немногим более 1 % по вопросам продления процедур). Из этого следует, что существенная часть разрешаемых арбитражными судьями вопросов в делах о банкротстве носит фактически бесспорный характер.
Однако действующее правовое регулирование требует соблюдения одинакового порядка рассмотрения как тех дел, которые бесспорны, так и тех, где имеются возражения участников банкротных процедур. В свою очередь, это приводит к необоснованному повышению трудозатрат и расходов на проведение полноценного процесса: принятие заявления с вынесением соответствующего определения, назначение судебного разбирательства и извещение сторон о времени и месте такого разбирательства, а также проведение судебного заседания с вынесением и изготовлением судебного акта в полном объеме, дальнейшая отправка копий судебных актов участникам спора.
Исходя из этого предложения по совершенствованию модели законодательного регулирования отношений несостоятельности должны быть направлены на то, чтобы наибольшее внимание суда было уделено тем делам, в которых между сторонами действительно имеется правовой конфликт и требуется вмешательство суда как компетентного юрисдикционного органа. В то же время высокая социальная важность процедур банкротства предполагает, что решение возникающих при их проведении вопросов не должно оставаться без контроля суда как органа государственной власти.
С учетом этого в законопроекте предложено расширить применение так называемого документарного судопроизводства в арбитражных судах, на основе которого судья в отсутствие возражений участвующих в деле лиц сможет принимать существенную часть судебных актов в деле о банкротстве без проведения судебного заседания с изготовлением только резолютивной части определения. Данное нововведение касается обособленных споров о включении требований в реестр, об освобождении арбитражного управляющего по его заявлению от возложенных на него обязанностей, о распределении судебных расходов по делу о банкротстве и т.д.
2. Увеличение минимальной суммы требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица.
В первоначальной редакции Закона о банкротстве в 2002 году были установлены следующие пороговые значения для возбуждения дела: для граждан – 10 тыс. руб.; для организаций – 100 тыс. руб.; для специальных субъектов (например, стратегических предприятий) – 500 тыс. руб. Таким образом, предполагалось, что пороговое значение возрастало в зависимости от масштабов экономической деятельности должника и важности решаемых им задач для государства.
В результате точечных изменений, внесенных в Закон о банкротстве за минувшие годы, данная логика необоснованно утрачена. В настоящее время минимальная сумма 300 тыс. руб. для банкротства организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является меньше суммы (500 тыс. руб.), необходимой для возбуждения дел о банкротстве граждан, экономическая деятельность которых, как правило, менее масштабна.
В законопроекте предложено устранить указанный недостаток правового регулирования. При определении конкретной суммы за основу взято пороговое значение, которое существовало для специальных категорий должников (500 тыс. руб.), данная сумма проиндексирована с учетом накопленного с 2002 года уровня инфляции и индексов потребительских цен. Полученный результат (около 2,8 млн руб.) округлен в большую сторону (3 млн руб.) в целях учета инфляции на ближайшее будущее; принималось во внимание, что пороговое значение должно оставаться актуальным в течение нескольких лет.
В отношении организаций, не являющихся специальными субъектами, предложено установить пороговое значение 2 млн руб., которое также учитывает накопленный уровень инфляции и при этом устанавливается на уровне меньшем, чем для специальных субъектов (сельскохозяйственных предприятий, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий), но большем, чем для физических лиц. Данное решение позволит восстановить утраченную логику законодательного регулирования, вернув экономически обоснованную дифференциацию порогового значения для различных категорий должников.
Кроме того, при установлении такого порогового значения учитывается как возросшая стоимость судебных расходов при проведении процедур несостоятельности, так и необходимость пресечения злоупотреблений со стороны аффилированных кредиторов, возбуждающих дела о банкротстве на основании вступившего в законную силу судебного акта по упрощенному или приказному производству, в целях предложения кандидатуры арбитражного управляющего и последующего контроля над делом о банкротстве во вред независимым кредиторам.
3. Унификация процедуры обжалования определений, выносимых арбитражными судами в рамках дел о банкротстве.
Действующие редакции статьи 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагают три режима обжалования определений, выносимых арбитражными судами в рамках дел о банкротстве, что создает значительные сложности для участников процесса и судей арбитражных судов.
Законопроектом предусмотрена унификация соответствующего порядка обжалования посредством введения единого (месячного) срока на апелляционное обжалование всех определений, а также предоставление возможности обжаловать постановления судов апелляционной инстанции в кассационном порядке по всем категориям споров (за незначительным исключением).
4. Иные предложения по совершенствованию законодательства о банкротстве.
Законопроектом предлагается также ряд иных изменений, связанных с унификацией подходов к утверждению положения о продаже имущества должника в делах о банкротстве граждан и юридических лиц; совершенствованием порядка продления процедур конкурсного производства и реализации имущества гражданина; установлением права суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности.
Предложенный проект федерального закона не потребует дополнительных затрат федерального бюджета Российской Федерации. Реализация предложенных положений позволит снизить расходы судов на почтовую корреспонденцию, а также повысит эффективность правосудия при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве).
ПЕРЕЧЕНЬ
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации.